Образовательные стандарты
С 2014-2015 учебного года Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 30 г.Орла участвует в поэтапном введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в практику деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Орловской области (Приказ Департамента образования, молодёжной политики и спорта Орловской области от 07.03.2013 г. № 503), поэтому, учащиеся 5 класса начали обучение по новым федеральным образовательным стандартам второго поколения.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой "совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Министерство образования и науки Российской Федерации.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования;
- требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и тому подобное. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (7-9 класс)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 класс)
Нормативные документы-федеральный уровень
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Основная образовательная программа начального общего образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Материалы Всероссийского семинара-совещания
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.09 №373
- Приказ о внесении изм 22.09.11
- Перечень оборудования начальной школы
- Приказ 1280
- Гигиеническая оценка условий введения ФГОС в начальной школе
- Описание модели организации образовательного процесса
Документы ОРКСЭ
Документы школы
- Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по ФГОС НОО)
- Критерии готовности школы к ФГОС